Цель вступительного испытания – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку кандидатов для поступления в академию. Эта цель определяет структуру и содержание экзаменационной работы.
Кандидат для поступления должен:
знать:
- языковые нормы русского языка;
- правила орфографии и пунктуации;
уметь:
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,точности и уместности их употребления;
- оценивать письменный текст с точки зрения языкового оформления, принадлежности к тому или иному функциональному стилю, смысловому типу речи, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
владеть:
- навыками структурно-смыслового анализа текста.
Вступительное испытание по русскому языку сдается письменно в форме теста. Содержание тестовых заданий по русскому языку соответствуетосновным разделам по соответствующему предмету, включенным в программу среднего общего образования.
Вступительное испытание (далее – испытание) длится 3 астрономических часа (180 минут без перерыва).
Перед вступительным испытанием для кандидатов на поступление проводится консультация.
Использование справочной литературы и мобильных средств связи во время испытания не допускаются.
В начале экзамена председатель предметной комиссии проводит инструктаж и отвечает на вопросы, затем объявляется начало испытания.
Кандидаты сдают на проверку черновой и чистовой варианты теста. Черновые записи, содержащие ответы, отличающиеся от вариантов в чистовике, экзаменаторами не рассматриваются.
СТРУКТУРА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тест по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть (1-25) содержит задания с выбором ответа, которые проверяют знание норм русского языка, правил русской орфографии и пунктуации. Из 25 заданий 13 – по орфографии, 7 – по пунктуации, 5 – по культуре речи.
Вторая часть содержит задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов и запись самостоятельно сформулированного правильного ответа. Задания этой части проверяют умение поступающих работать с текстом, делать его лингвистический анализ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Лексика и фразеология
- Лексическое значение слова
- Синонимы. Антонимы. Омонимы
- Фразеологические обороты
- Группы слов по происхождению и употреблению
- Лексический анализ
Грамматика. Морфология
- Самостоятельные части речи
- Служебные части речи
Грамматика. Синтаксис
- Словосочетание
- Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
- Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
- Второстепенные члены предложения
- Двусоставные и односоставные предложения
- Распространенные и нераспространенные предложения
- Полные и неполные предложения
- Осложненное простое предложение
- Сложное предложение
- Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения междучастями сложного бессоюзного предложения
- Сложные предложения с разными видами связи между частями
- Синтаксический анализ простого предложения
- Синтаксический анализ сложного предложения
Орфография
- Орфограмма
- Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
- Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
- Употребление Ь и Ъ
- Правописание корней
- Правописание приставок
- Правописание суффиксов различных частей речи(кроме -Н-/-НН-)
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
- Правописание падежных и родовых окончаний
- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
- Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
- Правописание отрицательных местоимений и наречий
- Правописание НЕ и НИ
- Правописание служебных слов
- Правописание словарных слов
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частейречи
- Орфографический анализ
Пунктуация
- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
- Знаки препинания в простом осложненном предложении
- Знаки препинания при обособленных определениях
- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
- Знаки препинания при сравнительных оборотах
- Знаки препинания при уточняющих членах предложения
- Знаки препинания при прямой речи, цитировании
- Знаки препинания в сложносочиненном предложении
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
- Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзнойсвязью
- Тире в простом и сложном предложениях
- Двоеточие в простом и сложном предложениях
- Пунктуация в простом и сложном предложениях
- Пунктуационный анализ
Речь
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
- Средства связи предложений в тексте
- Стили и функционально-смысловые типы речи
- Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
- Анализ текста
Языковые нормы
- Орфоэпические нормы
- Лексические нормы
- Грамматические нормы (морфологические нормы)
- Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Выразительность русской речи
- Выразительные средства русской фонетики
- Выразительные средства словообразования
- Выразительные средства лексики и фразеологии
- Выразительные средства грамматики
- Анализ средств выразительности
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Всего заданий на вступительном испытании – 40.
Максимальное количество баллов за всё испытание – 100 (за каждую часть по 50).
Каждое задание первой части (25) содержит только один правильный ответ и оценивается в 2 балла.
Задания второй части оцениваются следующим образом: задания 4, 5, 6, 8, 9 – по 2 балла; задания 1, 2, 7, 10 – по 3 балла; задания 3, 12, 13, 14 – по 4 балла; задание 11 – 4 балла (по 2 балла за каждый правильный ответ из двух), задание 15 – 8 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ из четырех).
Минимальный балл, определяющий успешное прохождение вступительного испытания, – 36.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
2. Боженкова Р. К. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2011.
3. Власенков А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст.Стили речи: учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово, 2017.
5. Егораева Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Г.Т. Егораева, О.А.Серебрякова, Е.М. Сергеева, В.И. Белякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
6. Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русская орфография: непроизвольное запоминание. – М.: Культура и традиции, 1997.
7. Иванова С.В. Русский язык. Подготовка к экзаменам. Теория. Практика. Тесты. – М., 1994.
8. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. Учебное пособие. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1998.
Дополнительная:
1. Коренева А.В. Русский язык и культура речи / А.В. Коренева. – М.: Флинта: Наука, 2012.
2. Лысова Т.В. Культура научной и деловой речи / Т.В. Лысова. – М.: Флинта: Наука, 2011.
3. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / В.И. Максимов, А.В. Голубева. – М.: Юрайт, 2009.
4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. –М.: Изд. Дом Оникс и др., 1999.
5. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. - 5 изд. - М.: Айрис-пресс, 2004 и любое последующее издание.
6. Руденко А.К., Соколова Н.В. Тесты по русскому языку. Орфография ипунктуация. М., 1997.
7. Селезнева Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации: Учебное пособие.– С.-Пб., 1997.
8. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов / Под ред. Цыбулько И.П. – М.: Национальное образование, 2017.
9. Цыбулько И.П. ЕГЭ 2018. Русский язык. Отличный результат. – М.: Национальное образование, 2017.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал.
2. Gramma.ru: Культура письменной речи.
3. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.
4. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете.
5. Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru.
6. Словопедия: русские толковые словари.
7. Яндекс.Словари: Энциклопедии и справочники.
8. Аудиословарь «Русский устный».